Менеджмент

Менеджер в большей степени влияет на то, будет ли продукт доступным. Он формулирует требования к доступности с самого начала создания продукта, формирует среду, в которой команда принимает ответственность за создание доступного продукта и понимает, что для этого нужно делать.

Почему это важно. В России особенные потребности есть у 50 млн человек — это почти треть граждан страны. Здесь и люди с инвалидностью, и пожилые, и те, кто временно оказался в особой ситуации: родители с малышами на руках или люди с переломом руки или ноги. Смогут ли они воспользоваться вашими продуктами, зависит от его доступности.

С 2016 года вступил в силу 419 ФЗ — закон о недопустимости дискриминации людей с инвалидностью; он требует равного доступа к сервисам. Следует быть не только клиентоориентированными, но и соблюдать законы нашей страны

Доступность — это не только история про социальную ответственность, но и доходная часть бизнеса. Клиенты с инвалидностью приносят бизнесу такой же, а иногда и больший, доход, чем клиенты без инвалидности.

Изучите доступность сами и объясните команде

Посмотрите обучающие видео о доступности: пятиминутные лекции от Дизайн-кухни.

Изучите, что члены команды могут сделать для соблюдения принципов доступности:

Разработчик применяет принципы, когда пишет код, и тестирует доступность.

Дизайнер отвечает за UX и визуальную части, участвует в юзабилити-тестированиях.

Расскажите команде, где найти требования к доступности и инструкцию по их внедрению в самом начале проекта.

Изучите, что важно при взаимодействии с продуктом или сервисом только с помощью клавиатуры или скринридера, чтобы самостоятельно тестировать новые функции.

Включите доступность в процесс разработки с самого начала. Не громоздите пандус, когда всё уже построено — сразу спроектируйте вход вровень с улицей.

Как это сделать

  • Расскажите команде, что важно создавать и оценивать юзер стори с учетом требований доступности.
  • При создании каждой юзер стори и новых функций проверяйте, учли ли вы потребности людей с инвалидностью.
  • Каждый спринт проводите автоматизированные тестирования на соответствие требованиям доступности. Выберите способ автоматизированного тестирования вместе с разработчиками. Оно помогает быстро отлавливать распространенные ошибки, но не гарантирует, что ваш продукт будет полностью соответствовать требованиям доступности. Совмещайте автоматизированное тестирование с пользовательским.
  • Перед выходом в релиз проведите финальное тестирование с экспертом по доступности. Сделайте это как минимум за три недели до запуска — это даст возможность внести исправления. Если вы регулярно проводили ручное тестирование продукта, исправлений будет немного.

Вспомогательные технологии

Вспомогательные технологии — общее название технических средств для облегчения повседневной жизни людей с инвалидностью.

Программа экранного доступа или скринридер — программа для чтения с экрана компьютера или смартфона, предназначенная для незрячих и людей с ослабленным зрением. Скринридер озвучивает текст, элементы интерфейса, а также обеспечивает звуковой и виброотклик.

Уровень владения вспомогательными технологиями отличается от человека к человеку и зависят от наличия, типа инвалидности, возраста человека и других факторов. Некоторые вспомогательные технологии скорее всего вам знакомы — голосовое управление в телефоне, эргономичная клавиатура, функция увеличения страницы в браузере. Другие вспомогательные технологии, возможно, менее для вас знакомы: программы экранного доступа (screen reader), виртуальные контроллеры (switch devices), экранные лупы и другие.

Программы экранного доступа

Для взаимодействия с компьютером и смартфоном незрячие люди используют голосовой интерфейс программ экранного доступа. Попробуйте в действии программы экранного доступа (VoiceOver на Маке, VoiceOver на iOS, TalkBack на Android, NVDA или JAWS для Windows) — так вы узнаете, как люди взаимодействуют с интерфейсом и сможете самостоятельно проводить первичное тестирование.

Скринридер выводит информацию блоками. Какая именно информация попадёт в блок определяет разработчик приложения и операционная система. Если курсор скринридера встал на кнопку, то в блок вывода речевого сообщения попадёт название кнопки от разработчика и тип этого элемента от операционной системы. Так пользователь понимает, что это за элемент и как с ним работать.

В большинстве случаев после секундной паузы скринридер подскажет, как взаимодействовать с этим типом элементов. Например в системе Android, если это что-то кликабельное (кнопка или ссылка), то скринридер озвучит: «Нажмите дважды, чтобы активировать». На заголовке, очевидно, этого не будет — программа скажет: «Заголовок».

Управление со скринридером

Пользователи

Следование требованиям доступности помогут вам создать более удобный продукт для всех пользователей.

Не рассчитывайте, что у ваших пользователей нет особых потребностей. Даже если ваш продукт предназначен для небольшой группы людей, важно осознать, что с ограничениями сталкивается каждый: кто-то сломал руку и ходит в гипсе, кто-то работает в шумном помещении, а кто-то неделями не высыпается из-за рождения ребенка. Включайте особенные потребности в ваши архетипы пользователей и юзер стори.

При проектировании учитывайте особенности людей

Нарушение зрения

Слепота, близорукость или дальнозоркость, дальтонизм.

Нарушение слуха

Глухота или тугоухость, звон в ушах.

Нарушение моторики

Дрожание рук, деформация или отсутствие конечностей.

Проблемы восприятия

Дислексия, деменция, депривация сна.

Проработайте сценарии использования продукта людьми с разными особенными потребностями. Убедитесь, что участники отражают весь спектр обстоятельств, в которых вашим продуктом будут пользоваться. Используйте этих людей для регулярного тестирования интерфейса. Во время юзабилити-тестирования разрешите им использовать собственную технику с их настройками.