Поиск
Вход
Меню
Поиск
Вход
Меню
Как менялось отношение к инвалидности
Как менялось отношение к инвалидности

Говорят, что любое общество характеризуется тем, как оно относится к социально незащищенным слоям: пожилым людям, сиротам и инвалидам. Путь от полного отторжения к инклюзии был долгим, и он пока еще не закончен.

Античность (с VIII до н. э. до VI в н. э.)

Изначально слово «инвалид» произошло от латинского invalidus — «слабый, немощный». Инвалидами называли военнослужащих, которые получали увечье во время битвы. Во времена Юлия Цезаря инвалидами считали даже воинов, лишившихся большого пальца правой руки — с таким увечьем они не могли держать оружие. И только позже термин стал означать людей с физическими, умственными, сенсорными или психическими отклонениями.

Чем более суровыми были условия жизни, тем более жестоким — отношение к слабым. Если человек не может трудиться, если не приносить пользу стране — он не нужен. Долгое время в большинстве стран подход был именно таким. В VIII в. до н.э закон Ликурга, древнеспартанского законодателя, закреплял право на уничтожение больных детей — слабых, немощных, с выраженными физическими недостатками. А древнеримский философ Сенека призывал топить хилых и безобразных младенцев: он считал необходимым отделять «негодное от здорового».

Были и исключения, например, мыслитель Древнего Китая VI–IV веках до н. э., Сунь-Цзы призывал сильных мира сего к помощи и поддержке людей с физическими недостатками.

Но в целом Древний мир был весьма нетерпим, считая таких людей обузой и помехой. А убийство, как их сейчас называют, особенных детей было допустимо до V века н. э.

Средневековье (с VI по VIV век)

Распространение христианства в Европе отразилось и на жизни людей, которых мы сейчас называем инвалидами. С одной стороны, христианская церковь призывала паству к милосердию и помощи «убогим». С другой — существовало множество суеверий, полагавших таких людей опасными, чуть ли не порождениями злого духа. Уделом большинства людей с инвалидностью было прошение милостыни. Подаяние считалось праведным поступком, угодным богу.

Но множество войн и страшные эпидемии привели к тому, что больных и немощных стало больше, возникла необходимость государственной поддержки. Начали открываться первые приюты — в 1998 году появился приют для слепых в Баварии, в 1225 году — во Франции. Но большая часть инвалидов по-прежнему жила на подаяние.

В Древней Руси юродивых и калек считали божьими людьми, их старались не обижать и призревать. В 996 году киевский князь Владимиром Святославович обязал церковь заботиться об убогих, нищих и юродивых. В Киевской Руси, а затем в Московском государстве при церквях строили приюты, где таких людей, чаще детей, воспитывали и приучали к труду.

Эпоха Возрождения (с начала XIV по первую половину XVII века)

В этот период отношение к человеку, к его предназначению в целом изменилось — на первый план вышли не церковные догмы, гуманизм, вера в человеческий разум. Впервые заговорили о том, что милостыни, куска хлеба и приютской крыши недостаточно для калек и больных. Были проведены первые попытки обучения глухих, слепых и умственно отсталых детей. Правда, речь шла о нескольких детях знати, а не о массовом образовании. Но это стало доказательством: такое в принципе возможно.

В нашей стране в 1551 году Иван Грозный повелел помещать в монастыри больных и лишенных — правда, лишь для того, чтобы не служили «пугалом для здоровых». Закон не получил широкого применения. А в 1677 году царь Федор Алексеевич законодательно запретил убогим и юродивым нищенствовать и повелел открыть богадельни для их призрения.

Эпоха Просвещения (XVII–XVIII вв.)

Выдающиеся мыслители эпохи мечтали о равенстве и возможности приобщить разные слои общества к достижениям науки и искусства. Все чаще поднимали тему реабилитации и обучения инвалидов. Сначала вполголоса, потом все громче и громче. Наука, медицина, экономика развивались, и государство проявляло все больше заботы о незащищенных и слабых. В конце XVII века в Париже открылись первые школы для глухих и слепых детей. Отношение государства к лицам с особенностями умственного и психического развития менялось в лучшую сторону.

Что касается Российской империи, то при Петре I распространился обычай призревать слабоумных в монастырях. Правда, зачастую это оборачивалось мошенничеством со стороны знатных людей, не желавших отдавать своих чад на службу. Бояре объявляли их помешанными и прятали в монастыри. Чтобы этого избежать, ввели необходимость, как бы сейчас сказали, предварительного обследования. Когда и это не помогло, «дуракам» законодательно запретили вступать в брак и становиться наследниками. Первые же специализированные учреждения для призрения инвалидов и душевнобольных появились лишь при Екатерине II.

XIX–XXI век

XIX век — это бурное развитие промышленности и потребность в квалифицированных кадрах. Большинство развитых стран задумалось о системе всеобщего начального образования, в том числе и для детей с различными нарушениями. Например, в России в 1806 году было открыто Санкт-Петербургское училище глухонемых (тогда использовали именно этот термин). Сначала в нем было всего 12 воспитанников, которым давали воспитание и образование, как общее, так и ремесленное. Задумались и об обучении детей с особенностями мышления — в конце XIX в. во многих странах начали открываться спецшколы для умственно отсталых детей. Им помогали не только в обучении, но и позже — в трудоустройстве.

Попечители и воспитанники Императорского училища глухонемых у здания Попечительства о глухонемых. Санкт-Петербург. Начало ХХ в. Фото К. К. Буллы.

Во второй половине XX века во многих странах появились законы, закреплявшие гражданские и политические права инвалидов, дающие им право на обучение, реабилитацию, труд, лечение и государственную поддержку, на уважение их человеческого достоинства.

В России после революции 1917 дети с отклонениями были разделены, согласно официально терминологии, на «умственно дефективных», «телесно дефективных», «морально дефективных». Государство заботилось о них, но при этом подвергало изоляции — большинство учебных заведений работало по принципу интернатов. Таких детей (а затем и взрослых) прятали, их близкие не получали моральной поддержки, не умели общаться с особенными членами семьи. Пожалуй, самой большой проблемой оставалась закрытость системы и изоляция инвалидов — о них практически не говорили и не писали, большинство из них редко выходило на улицу, а их появление в общественных местах вызывало весьма бестактное любопытство.

Поэтому главной задачей XXI века стало обеспечение инклюзивного образование и включенности взрослых людей с инвалидностью в социум. Наша страна вступила на этот путь позже многих других, поэтому работа с общественным сознанием предстоит достаточно серьезная.

Есть что добавить по теме?
Помогите нам собрать информацию, которая будет полезна всем!
Комментарии
ОТПРАВИТЬ
Наверх