Люди с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Люди с нарушениями опорно-двигательного аппарата

По сравнению с людьми, имеющими инвалидность другого типа, у людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата отсутствуют явные функциональные препятствия для использования цифровых банковских услуг и продуктов.

При ограничениях, связанных с мобильностью, использование банковской карты, позволяющей совершать операции в интернете, кажется достаточно удобным. Однако значительное число респондентов исследования не оформляли банковские карты, у них есть только сберегательная книжка, деньги с которой по доверенности снимают родственники. Те, кто имеет карту Сбербанка, на которую поступает пенсия, нередко также доверяют её использование родственникам для обналичивания пенсии.

Это означает лишь то, что главным препятствием для использования банковских услуг и продуктов являются не физические преграды, а социальное измерение инвалидности: часто инвалидность предполагает постоянное нахождение дома и зависимость от родных и близких, которые совершают все денежные операции. Большинство респондентов прекрасно осведомлено о возможностях, которые предоставляют банки, не выражают интереса к их самостоятельному использованию, предпочитая посреднические услуги своих родственников. Необходимо помнить, что нет никаких объективных преград для того, чтобы человеку с инвалидностью мог оформить собственную банковскую карту и пользоваться ей по своему усмотрению.

— Интересно, а как так, если вы там [в интернете] столько времени проводите, получается, дома в интернете, нет запроса на банковские услуги?

— Ну, а какие?

— Не знаю, например покупки. Или те же игры, там же есть какая-то оплата.

— «Яндекс.Деньги».

— Ну, а на них как переводите, просите кого-то?

— Да, через терминал [родители вносят деньги].

Денис Р., инвалид I группы, передвигается на коляске

Часть людей с инвалидностью либо не осведомлены о тех возможностях, которые им предлагает банк, либо знают о них, но не выражают желания менять сложившиеся привычки пользования услугами Сбербанка. В данном вопросе необходимо планомерное сотрудничество Сбербанка, предложение по тестированию определенных услуг: начиная от оформления банковской карты и тех преимуществ, которая она даёт, до интернет-банкинга, СМС-информирования и т. п.

Вместе с тем часть респондентов (в основном, более мобильная — люди с ДЦП и имеющие протезы) не отличается в своём потребительском поведении от среднестатистического жителя России: оперирует картами, вкладами, кредитами. При этом некоторые банковские услуги, например кредиты, могут быть им доступны в гораздо меньшем объёме по причине их инвалидности.

Недостаточная цифровая грамотность, особенно у пожилых людей (но не только), неумение обращаться с интернетом и мобильными интернет-технологиями накладывают серьёзные ограничения на использование большого количества банковских продуктов.

Если у человека отсутствуют верхние конечности, то для того, чтобы работать с клавиатурой, люди используют пальцы ног, зажатый в зубах карандаш или стилус, нажимают на клавиши носом и т. д. При отсутствии кистей рук пользуются клавиатурой привязанными к рукам карандашами или стилусами. Поэтому пользователям ПК без рук все основные функции должны быть доступны без использования оптической мыши.

Недостаточная цифровая грамотность, неумение обращаться с интернетом и мобильными интернет-технологиями накладывают ограничения на использование банковских продуктов.

Основные трудности у пользователей с нарушениями опорно-двигательного аппарата вызывает навигация по сайту и взаимодействие с интерактивными элементами. К основным функциональным ограничениям у лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата можно отнести трудность или невозможность выполнения мелких и точных движений; недостаточность координации произвольных движений, синхронизации движений, зрительно-моторной координации рук, а также быструю утомляемость.

Значительные трудности при работе с сайтом вызывает наличие всплывающих окон. При наведении курсора оптической мыши всплывает диалоговое окно, предоставляющее возможность выбрать кнопку, если курсор сдвигается, окно исчезает. Если у человека имеется тремор (быстрые, ритмические неконтролируемые движения конечностей или туловища, вызванные мышечными сокращениями) или другое подобное нарушение моторики рук, курсор сложно удерживать в одном положении, он постоянно сдвигается, а для того чтобы повторить попытку нажатия на кнопку, нужно снова навести курсор и спустить его вниз по списку [1].

Возможные решения

Для того, чтобы люди с различными нарушениями опорно-двигательного аппарата активнее пользовались цифровыми сервисами и продуктами Сбербанка, необходима адресная кампания по просвещению и ознакомлению с такими услугами и продуктами. Её можно совместить с курсами повышения компьютерной грамотности и банковскому обслуживанию в интернете.

Еще одна мера — создание упрощенного интерфейса цифровых продуктов, не требующего большого количества подтверждений одного и того же действия и заполнения полей с дублирующейся или избыточной информацией.

Поможет также и расширения функционала интернет-банкинга, которое увеличит количество операций, проводимых дистанционно, без необходимости посещать отделение. Введение кнопки вызова сотрудника банка на дом для того, чтобы человек с нарушениями работы опорно-двигательного аппарата мог поставить свою подпись на банковском документе, если она необходима. Такая функция интернет-банка предусмотрена только для людей с соответствующим типом инвалидности.


[1] Исследование обеспечения доступности интернет-ресурсов Рунета для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Есть что добавить по теме?
Помогите нам собрать информацию, которая будет полезна всем!
Комментарии
ОТПРАВИТЬ
Наверх