Люди с ментальными и психическими нарушениями
Люди с ментальными и психическими нарушениями

Безбарьерная среда для «ментальников» — это привычная, безопасная среда. Многим больным с расстройствами аутистического спектра, например, тяжело просто войти в незнакомое помещение. Большинство из них приходит в учреждения с сопровождающими (родителями, социальными работниками) — по крайней мере первые несколько раз.

— Поведенческие в основном трудности. <…> Есть девочка с гидроцефалией… плюс она слепая. И плюс у неё похожее на аутистическое поведение. Вот, она может, когда ей дискомфортно, кричать, проявлять какую-нибудь агрессию, самоагрессию, бить себя. Если к ней близко подойдёшь и не с той стороны… она может каким-то резким движением кого-то задеть. <…> Ей обязательно нужно время, ей нужно привыкать, чтобы пойти, например, в поликлинику. Её мама делает так: она …за неделю, каждый день начинает ходить в поликлинику вместе с Сашей, подниматься на этот этаж, спускаться, да. И так каждый день они ходят, чтобы потом попробовать зайти к врачу в кабинет. Потому что если она сразу с ней пойдёт в кабинет, то Саша не зайдёт. Ну, или зайдёт, там что-нибудь на всех порушит.

Алёна Легостаева, Центр лечебной педагогики

Людям с умственной отсталостью нужно по крайней мере несколько раз сходить в банк с сопровождением, чтобы выучить алгоритм действий и освоить основные операции.

— Сам ходишь за деньгами?

— Да.

— Первый раз с соцработником ходил или с кем? Кто тебе показал?

— Надя была здесь, но она уволилась. Она мне всё показала, там, в принципе, сложного ничего нет. Я в первый раз, конечно, боялся, что заблокируют или ещё что, ну, а так ничего сложного нет.

— Один раз ходил с ней или несколько раз?

— Несколько, раз пять.

Павел, пациент психоневрологического интерната

— А так я тоже, подхожу к банкомату, и если что-то на мобильный положить, тоже спрашиваю помощь, чтобы помогли, показали, куда нажать, чего как сделать, какую функцию. (Смеётся.) Потому что присутствует такое, что забываю. И когда прихожу, начинаю теряться и не могу вспомнить. Так что прошу помочь кого-то из банка или ещё откуда-то. Или в магазине в терминале, там, прошу помочь. Чтобы, это самое, там, помогли.

— В банке всегда помогают, не отказывают?

— Нет.

— Игорь, а когда вы сказали, что вам нужно к этому привыкнуть… Что вы имеете в виду?

— Ну, привыкнуть, я имею в виду, это то, что несколько раз попользоваться карточкой, ну, там, например, в кино сходить, и всё, я запомню. Просто сейчас у меня её нет, и я не знаю, как это всё делается и происходит. А если несколько раз попользуюсь, то я запомню, и всё.

Игорь, пациент психоневрологического интерната

Респонденты говорят, что государственные учреждения не подготовлены к встрече с инвалидами этой категории, поэтому сами инвалиды и их опекуны стараются ходить туда как можно реже. Это создаёт у сотрудников учреждений иллюзию, что инвалидов очень мало или вообще нет.

— Я никогда не воспользуюсь ничем, поэтому они и не знают, что мы инвалиды: я инвалид II группы, она инвалид II группы. А у нас ещё дома инвалиды! И я вынуждена оставить свою неходячую дочь дома, бежать к ним, но меня никогда в жизни никто вперёд даже не пропустит! А если бы был внеочередной приём, да ещё и вежливое, грамотное обращение, то это бы сняло очень много проблем! И они бы тогда узнали, что 30% тех людей, которые к ним приходят, либо являются сами инвалидами, либо являются родителями инвалидов. И мы готовы им это объяснять, не только вам, очно. Дабы вот эту картинку… Вы понимаете, мы ведь везде с этим сталкиваемся: «Зачем нам адаптировать школу, если в ней инвалиды не учатся?» Так они почему не учатся, потому что она не адаптирована! Ровно те же взаимосвязи.

Анаит Саркисян, МГАРДИ [1]

Кроме того, у части больных с ментальными нарушениями страдает и опорно-двигательная система. Тогда к ограничениям в движении могут добавиться другие проблемы: неспособность обратиться за помощью, страхи и панические состояния, эпилептические припадки.

— Варя сидит в коляске «Мейра». Коляска уже дышит на ладан и завтра развалится. Но она в ней сидит. И я не возьму коляску китайскую, которая по тендеру поступила и якобы стоит 27 тысяч, хотя красная цена ей 50 долларов. Я её в неё не посажу, потому что это приведёт к ещё большему травмированию человека. Я не мог ни разу надеть на неё ортопедическую обувь, которую нам сделали. Потому что это приведёт к ещё большим проблемам. <…> И до Сбербанка она в этой коляске сама не доедет, потому что одна выбоина на дороге, и ты встал. Один порог — и ты встал.

Андрей Тевкин, «Артель блаженных»

В рамках этнографического наблюдения исследователи посетили отделение Сбербанка с Андреем Тевкиным и его дочерью Варварой (21 год, задержка развития, дефекты речи, передвигается на коляске). Заехать в отделение самостоятельно Варвара не смогла бы: специального звонка на входе нет, пригласить помощь крайне затруднительно, так как первая механическая дверь — это дверь в пространство самообслуживания (банкоматы), вторая дверь — собственно в отделение. Надежда — на то, что сотрудники заметят инвалида или же помогут прохожие. Если обычный инвалид-«опорник» может обратиться за помощью, то для человека с дефектной речью и психической инвалидностью это ощутимая проблема.

Сотрудники Сбербанка до прямой просьбы (со стороны сопровождавших) открыть дверь никаких действий не предпринимали. Помещение довольно просторное, стоит длинный диван, возле которого можно разместить коляску. Андрей сказал, что именно поэтому они с Варварой ездят в это отделение (а не в ближайшее). После семи минут ожидания Андрея вызвали к окну. Разместиться у него было очень сложно: пространства мало, коляска перегораживает доступ к соседнему месту (стул и стол у окна), клиент в соседнем окне слева оказывается ограничен в перемещении и может задеть коляску, если встанет слишком резко (см. рис. 1).

Рис. 1. Посещение Сбербанка с Андреем и Варварой Тевкиными. Внеочередного обслуживания или обслуживания в специальном окне предложено не было. Сотрудница банка после прямого вопроса ответила, что инвалиды имеют право на обслуживание без очереди, но «его нужно запрашивать специально»


[1] Московская городская ассоциация родителей детей-инвалидов и инвалидов с детства

Есть что добавить по теме?
Помогите нам собрать информацию, которая будет полезна всем!
Комментарии
ОТПРАВИТЬ
Наверх