Люди с нарушением зрения и слуха
Люди с нарушением зрения и слуха

Слепоглухие сталкиваются с теми же недостатками физической среды банка, что незрячие и слабослышащие: неразборчивые надписи, плохая озвучка, звуковые барьеры и т. д. Однако в их случае недостатки физической среды, как правило, плохо корректируются с помощью коммуникации с персоналом, хотя грамотное персональное обслуживание остаётся крайне важным.

1. Недостаточная адаптация отделений банка

2. Ограниченность дистанционного обслуживания

1. Недостаточная адаптация отделений банка

Для слепоглухих критически важно, чтобы все основные элементы пространства отделения были максимально приспособлены под потребности людей с ограниченными возможностями. Как показывает приведённый ниже пример, от того, насколько хорошо оборудовано одно конкретное отделение, будет зависеть выбор клиентом (а также его родственниками) банка.

Так, значит, Сбербанк. У меня карточка есть. Я на неё пенсию перевёл в этом месяце. У меня была в Бинбанке. Чем меня Сбербанк прельстил? Мой город — Ярославль, по месту жительства там есть Сбербанк. <…> Что удобно: как войдёшь — очень низко табло! Крупными зелёными цифрами номер загорается, красными — следующий номер. Меня очень это прельстило. А там я почему пользовался? Потому что отделение банка был под рукой. Одну остановку проехал — и Бинбанк. А его сейчас перевели в другое помещение. Там неудобно всё: под потолком, плохо слышно. А тут я даже глазами всё увидел, и прельстило. И я 25 буду сентября пенсию получать в Сбербанке. Так что карточка есть, и буду пользоваться. И жену перевёл тоже на Сбербанк. Она у меня зрячая.

Николай Самсонов, 64 года, пенсионер, остаточные слух и зрение

2. Ограниченность дистанционного обслуживания

Существуют ситуации, когда приход в отделение банка для слепоглухого клиента оказывается вынужденным, хотя внедрение специальных процедур дистанционного обслуживания помогли бы избежать нежелательного и представляющего большие трудности визита. Особенно часто это касается (пере)выпуска карточки и ограничений действия уже существующей доверенности.

— Была у меня одна ситуация, была, с карточкой. Прописан я в городе Норильске, и мне надо было, чтобы карточка была из города Норильска. Чтобы мне самому в Норильск не ехать — в этом мне помог банк. [Но] пришлось самому делать, потому что, как они сказали, «это другой регион, та доверенность не идёт». Ну, так сказали, и всё. Подписи, всё это делал сам.

— То есть это было необходимо, чтобы банк выпустил карточку не в том городе, где вы зарегистрированы, а там, где вы живёте, я правильно понимаю?

— У меня закончилась карточка. Я прописан в городе Норильске, уже, допустим, мне сделать смоленскую карточку — она мне не пойдёт. Мне надо давать запрос в Норильск, чтобы Норильск мне выслал карточку. Мне пришлось через смоленский Сбербанк это делать. А смоленский Сбербанк говорит, что, потому что это другой регион, мы не можем по доверенности делать. Если бы дело было из Смоленска, мы можем сделать по доверенности, а это другой регион. Короче, компьютер не принимает доверенность.

— И как в итоге они выкрутились, решили этот вопрос для вас?

— Помогла начальник. Я приехал сам, они сделали карточку, я приехал сам, расписался и всё получил.

Василий, инвалид I группы, остаточные слух и зрение

Именно для слепоглухих принципиально важное значение приобретает шрифт Брайля, потому что осязание становится главным информационным каналом. Основным приспособлением здесь является брайлевская строка или планшет, с помощью которых можно читать, а также писать сообщения или тексты. Все эти устройства могут быть подключены как к компьютеру, так и к смартфонам. При должной тренировке чтение и письмо в таком формате могут происходить со скоростью, сопоставимой с обычной.

Это зависит от инвалида, потому что слепоглухой не услышит, и ему нужен Брайль. И вот Сергей Петрович готовится к тому, что его тугоухость превратится в тотальную глухоту, и он предпринимает попытки… Точнее, его близкие предпринимают попытки, чтобы он начал учить. Потому что в какой-то момент он не сможет слышать скринридеры и аудиосистемы.

Анастасия, эксперт, фонд «Со-единение»

Есть что добавить по теме?
Помогите нам собрать информацию, которая будет полезна всем!
Комментарии
ОТПРАВИТЬ
Наверх